Исследовательская деятельность – всегда была и остается неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. В ходе экскурсий в природу, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными я учу детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы.
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Но как сделать эту деятельность более организованной? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование, как заинтересовать и поддержать интерес к проекту?
За долгий период работы у меня сложилась определённая манера преподавания. Для меня главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности.
Я считаю, что обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также приобрести новые. Поэтому на уроке постоянно создаю проблемные ситуации, побуждающие учеников не только слушать, но и самостоятельно делать выводы, чтобы они, насколько это возможно, активно, творчески усваивали новый для них материал, таким образом полученные знания лучше запоминаются и применяются.
Использую на уроках групповые творческие исследовательские работы в малых группах. Например, составление книжки-малышки на уроке литературного чтения. Задачи для исследования
1. группа – составить обложку, определить жанр произведения тему и название
2. группа – составить и записать план сказки.
3. группа - иллюстрации к сказке.
4. группа - найти в тексте слова, характерные для простонародного языка, записать и объяснить их.
5. группа – найти и записать загадки в сказке.
Ещё варианты заданий учащимся при работе в группах:
· подготовить краткий пересказ по тексту, здесь формируется умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала;
· составить простой план, здесь формируется умение составлять план;
· заполнить хронологическую таблицу;
· найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь и выучить (развивается память); или в тексте новые непонятные слова найти объяснение в толковом словаре.
· пользуясь дополнительными источниками – художественными и документальными, решить проблемное задание, здесь формируется умение учащихся работать с дополнительной литературой, выслушивать мнение других учащихся группы, развивать креативное мышление.
Главным показателем умственного развития учащихся является не только сумма знаний, приобретённых учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приёмов и логических операций, которыми владеет ученик.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. В рамках внеурочной деятельности провожу долговременные исследования. В 2009-2010 учебном году были организованы факультативные занятия по подготовке обучающихся к НПК. В этом году в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты руковожу кружком “ Я – исследователь ” Кружок посещают учащиеся 1 и 3 классов. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Программа кружка разработана мною и утверждена на МО учителей начальных классов. На кружке учу детей, как выбрать тему исследования, определить цель и поставить задачи, сформулировать гипотезу и составить план исследования. Какие методы можно использовать и как подготовиться к защите.
Диапазон выбранных тем исследовательских работ разнообразен: «Животный мир ледникового периода», «Телереклама, как фактор стресса», «Самые старые деревья», «Детство опалённое войной». Темы очень разные, они затрагивают многие аспекты наук: математику, историю, естествознание и литературу, а так же краеведение, доисторический период жизни на Земле, национальные традиции, экологию, валеологию и другие.
Мы ходим в походы, исследуя местность, встречаемся и беседуем с тружениками села и просто хорошими интересными людьми, которых много. Дети частые посетители школьной и сельской библиотеки, школьного краеведческого музея.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции НОУ «Поиск».
Участвуя в муниципальной и региональной конференции ребята становятся лауреатами:
2008 г – 3 чел. (1лауреат)
2009 г - 2 чел (2лауреата)
2010г – 2 чел (1лауреат)
В 2008 году 10 учащихся приняли участие в проекте «Образ Ивана-дурака в русских народных сказках». В 2010 – 2011 учебном году 11 учащихся приняли участие в 5 телекоммуникационных проектах «Математическая шкатулка», «Загадки природы», сетевой творческий проект «Путешествие по радуге», «Давайте, люди, любить планету, во всей Вселенной похожей нету!», «Защитники земли русской» в четырёх из них стали победителями.
В этом году ребята 3 класса приняли участие в творческом телекоммуникационном проекте «Приключение Чиполлино» и «Математическая карусель». Все мы проходим трудный, но интересный путь проб, поисков и открытий.
Анализ работы показывает, что у учащихся начальной школы мне удается формировать первоначальные навыки и умения научно – исследовательской деятельности.
More PowerPoint presentations from aSGuest123829
Комментариев нет:
Отправить комментарий