Научно-практическая работа Минжесаровой Мадины - ученицы 3 класса. Руководитель: Коновалова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, 1 категории.
ВВЕДЕНИЕ
В этом году нам
улыбнулась удача. В начале ноября нами, учениками 3 класса Пановской средней
школы вместе с нашим классным руководителем Коноваловой Т.Н., были найдены
кости ископаемых животных. Они были найдены в русле реки Ир в трёх местах. Мы уверены, что эти кости
не современных животных, поэтому захотелось глубже заглянуть в летопись
нашей местности и узнать какие животные жили на территории села Панова и его
окрестностях?
Тема моей работы «
Животный мир ледникового периода ».
Цель работы: узнать,
какие животные населяли территорию села
Паново много лет назад?
Гипотеза исследования заключается в следующем: если
изучить
находки ископаемых останков доисторических животных, находящиеся в школьном
музее, то можно узнать
какие животные обитали на территории села Панова и его окрестностях.
При выполнении работы я ставила перед
собой следующие задачи:
1.
Найти литературу по данной теме.
2.
Узнать какие представители животного мира обитали в ледниковый период.
3.
Сравнить найденные кости доисторических животных с теми, что находятся в музее и попытаться определить
каким животным они принадлежат.
Чтобы
ответить на эти вопросы, нужно обратиться к различным литературным источникам.
Поэтому исследовательскую часть моей работы и составил поиск ответов на
поставленные вопросы в разных книгах, журналах и учебниках.
1.1. Экспозиции
школьного - краеведческого музея
По территории нашего села Паново протекает
река Ир, которая впадает в Ишим. За много лет река неоднократно меняла своё русло, прокладывая свой путь, ей
приходилось буквально прогрызать
огромные холмы&. Так возникли
каньоны глубиной до 15
метров & (это чуть меньше высоты пятиэтажного дома). В их берегах обнаруживаются многочисленные
кости животных, обитавших на территории Омской области 5-10 тысяч лет назад.
(При незначительных раскопках, по мнению специалистов, можно будет отрыть
историю животного мира на глубину до 100 тысяч лет).
Из энциклопедии Эрудит я
узнала, что млекопитающие, птицы, рыбы и земноводные имеют внутренний скелет.
Кости соединяются друг с другом в суставах при помощи волокон, называемых
связками. Кости состоят из кальция и белка, поэтому они прочные и при этом
гибкие. Внешняя оболочка очень твёрдая, но внутри кость мягкая и похожа на губку.
Кость в 5 раз прочнее металлического бруска такого же веса. Это указывает на
то, что кости древних животных, смогли хорошо сохраниться через тысячи лет.
Находки
костей древних животных послужили основой для создания школьного
музея.
Школьный музей был открыт 3 марта 1967
году Парамоновой Таисией Родионовной – завучем, историком нашей школы и
Чернышовым Николаем Андреевичем.
В школьном историко -
краеведческом музее хранится множество останков вымерших доисторических
животных: мамонта, шерстистого носорога, тура, саблезубого тигра, бизона,
буйвола, лошади&. Экспонаты ежегодно
пополняются: в 2007 году учениками 7 класса были найдены кости
доисторической лошади. А в этом году нами учениками найдены три кости древних
животных. Фотографии этих костей мы отправили на экспертизу в Омский
государственный историко - краеведческий музей. Мы думаем, что результат мы
получим на следующий год.
1.2. Представители животного мира ледникового периода
Из
литературы я узнала, что ледниковый период наступил во время оледенения части
южного и северного полушарий Земли.
Огромные
толщи льда покрывали северное полушарие. Из истории Омского Прииртышья я узнала,
что на территории Омской области ледника никогда не было, но его влияние на
природу нашего края было очень сильным[1].
Так
как в школьном историко - краеведческом
музее хранится множество останков вымерших доисторических животных ледникового
периода: мамонта, шерстистого носорога, тура, саблезубого тигра, бизона,
буйвола, лошади можно предположить, что эти животные жили на территории села
Паново и его окрестностях. Мне захотелось узнать, а что это за животные как
выгладили? Чем питались, почему погибли?
Изучая
литературу, я узнала, что когда-то по всей Сибири
были распространены легенды о странном звере – кроте небывалого роста. «Размером
он будто бы со слона и наделен рогами, которые выполняют роль землероющего
приспособления. А живёт этот зверь под
землёй, не выносит солнечного света. Если случается ему выходить на
поверхность, то сразу же умирает.
Поэтому мёртвых кротов-великанов чаще всего находят в речных обрывах, по
склонам ущелий». Вы наверное догадались, о каком животном идёт речь? Конечно о
мамонтах&. Современное русское
слово «мамонт» происходит от старорусского слова «мамут». «Ма» - земля, «мут»-
крот. Следовательно, «мамут» - земляной крот. Шерстистые мамонты — самые крупные животные
ледникового периода. Они были хорошо приспособлены к условиям того периода,
когда полные сочной травы пастбища занимали огромные территории. Пережили они и
последнее ледниковье, но наступившее затем изменение климата и обеднение флоры обернулись для этого вида катастрофой. Мамонты
вымерли везде, кроме арктических островов, где сохранялось их небольшое
количество. Здесь они были невысокого роста, около двух метров в холке, — почти
вдвое меньше своих сородичей — четырехметровых сибирских мамонтов. Так, остров Врангеля, у берегов
Чукотки, долгое время был частью материка. Мамонты заходили на его территорию в
летние месяцы. Потом ледник стал таять, а море наступать. Примерно 9 000 лет
назад небольшая группа животных (к тому времени уже порядочно измельчавших)
оказалась отрезанной от Большой земли. Оголодавшие мамонты съедали и
вытаптывали под корень остатки травы и кустарников. Обильные снегопады
осложняли бескормицу. История их существования неизбежно подходила к
завершению. Мамонты вымерли примерно 3 700 лет назад.
Ещё один представитель
ледникового периода дикий бык – тур&. Его высота в холке
достигала 2 метра ,
вес 800 кг .
Рога у тура были большими, острыми, раскинутыми и в обхвате достигали 40-60 см . Питался он травой,
листвой, молодыми побегами. Тур был современником современного человека.
Последняя самка тура погибла
в 1627
году, в Польше считается, что из-за болезни.
Другим типичным представителем фауны
ледникового периода был шерстистый носорог. Достигал 2 м и более, длина 3 метра и весил до 2 т. На
загривке был жировой горб. Тело было покрыто длинной густой бурой шерстью,
хорошо защищающей от холода в сухом климате. На голове располагались два рога,
задний маленький, а передний достигал в длину 1 м и был сильно наклонен
вперед. Он использовался носорогом для разрывания снега в поисках пищи
(растения, листья и ветки кустарников и невысоких деревьев). Ископаемые останки
шерстистых носорогов находят в вечной мерзлоте Сибири.
Из книг я узнала, что шерстистые
носороги вымерли немного раньше мамонтов, но есть версия палеонтолога И.Г.
Пидолличко, который утверждает, что шерстистые носороги вымерли в результате
преследования их человеком.
Самым опасным
врагом человека в то время был пещерный медведь&. Это гигантское животное в три раза
крупнее современного бурого медведя.
Весил он 800-900 кг .
Пещерный медведь был массивного сложения, с укороченной мордой. Зубы широкие,
крупнее, чем у современных медведей. Вел активный образ жизни, был способен
оказать сопротивление любому противнику. Но
настоящим хищником его назвать нельзя. Он был строгим вегетарианцем,
питаясь травами, листьями и корневищами. Обитал в Сибири, населяя редколесья и лесостепи.
Предпочитал жить в пещерах, возможно, конкурируя за наиболее удобные убежища с
человеком. Густой мех помогал ему выжить в суровые морозы.
Среди
хищников особой яростью и свирепостью отличался саблезубый тигр&.
Размерами превосходил современного льва. Тело вместе с хвостом примерно
два с половиной метра, вес от 250 до 300 кг , ноги мощные и
довольно короткие. Верхние клыки постоянно растущие. Зубы хищника пронзали даже
толстые шкуры слонов и носорогов. На добычу нападали из засады, поднимаясь на
задние лапы и ударяя жертву когтями массивных передних лап и верхними клыками
длиной до 15-20 см .
Когда появился человек - разумный, эти ужасные хищники уже вымерли. Последний
представитель саблезубых кошек, размером с тигра, вымер в Северной Америке
около 10 тыс. лет назад.
Так как в школьном историко - краеведческом музее хранится множество
останков вымерших доисторических животных: мамонта, шерстистого носорога, тура,
саблезубого тигра, бизона, буйвола, лошади. А находки местных жителей послужили основой для создания школьного музея,
то можно сделать вывод, что эти животные жили на территории села Паново
и его окрестностях.
Из литературы
я узнала, что эти животные были больших размеров. Тело животных было покрыто шерстью. Густой
мех помогал им выжить в суровые морозы. Питались травами, листьями и
корневищами даже медведи были травоядными. Среди
хищников особой яростью и свирепостью отличался саблезубый тигр. Размерами
он превосходил современного льва. Был очень опасен.
ГЛАВА
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Этапы
исследования
Моя
работа состояла из нескольких этапов.
этап
|
Название
этапа
|
Содержание
работы
|
сроки
|
1
|
Подготовительный
|
Ø изучить литературу по теме
исследования.
Ø изучить находки ископаемых останков доисторических
животных, находящиеся в школьном музее
Ø
узнать какие представители животного мира обитали в ледниковый период
|
Сентябрь,
2007 год
Октябрь
2007год
Ноябрь
2007год
|
2
|
практический
|
Ø
сравнить найденные кости доисторических животных с теми, что находятся в музее
Ø
попытаться определить каким
животным они принадлежат
Ø анализ и обработка результатов
|
Декабрь
2007год январь
2008год
Декабрь 2007год
январь
2008год
Февраль
2008 год
|
3
|
обобщающий
|
Ø оформление результатов работы
Ø представление материалов
|
Февраль
2008 год
Март
200
|
2.2. Методы исследований
В своей
работе использовала такие методы как:
s изучение
литературы
s наблюдение
s сравнение
s обобщение
Используя метод наблюдения, изучила находки
ископаемых останков доисторических животных, находящиеся в школьном музее и
составила таблицу, в
которую вошла коллекция костей доисторических животных Пановского школьного
краеведческого музея.
Используя
метод изучения литературы, из книг я узнала,
как выглядели, чем питались и почему вымерли эти животные.
Я сравнила кость найденную нами на берегу реки Ир с школьным музейным
экспонатом. Изучила литературу и узнала, что очень похожий экземпляр
находится в Омском Государственном историческом - краеведческом музее.
Изучив находки
ископаемых останков доисторических животных, находящиеся в школьном музее я
составила таблицу, в которую вошла коллекция костей
доисторических животных Пановского школьного краеведческого музея. Таблицу я составила из 5 колонок.
№
|
Животное
|
Название костей
|
Место находки
|
Год находки
|
По составленной таблице
можно сделать вывод, что в нашем музее хранятся найденные кости животных
ледникового периода: мамонта, шерстистого носорога, саблезубого тигра, бизона, буйвола,
тура, лошади, лося. Большее количество костей мамонта. Большинство их найдено
по берегам реки Ир.
Сравнение костей . Все три экземпляра тёмно-серого
цвета. Кости плотные и прочные. Заметная рельефность черепа. Есть впадины (по две дырочки с
обеих сторон).
Сравнив кости найденные нами и проведя исследования, я пришла
к выводу, что одна из найденных нами костей в русле реки Ир принадлежит шерстистому
носорогу. Это позволяет сделать вывод,
что на территории нашего села и его окрестностей жили эти животные в ледниковый
период.
Тема моей работы «
Животный мир ледникового периода ».
При выполнении работы я ставила перед
собой следующие задачи:
1.
Найти
литературу по данной теме.
2.
Узнать какие представители животного мира обитали в ледниковый период.
3.
Сравнить
найденные кости доисторических животных с теми,
что находятся в музее и попытаться определить каким животным они принадлежат.
Я считаю
что задачи, которые я ставила перед собой, выполнила. Изучая литературу, я
узнала, что на территории Омской области ледника никогда не было, но его
влияние на природу нашего края было очень большим. Животный мир был
разнообразным. Представителями ледникового периода
были дикий бык – тур, шерстистый носорог, мамонты, саблезубые тигры,
бизоны, буйволы. Этому я нашла подтверждение в школьном историко - краеведческом музее, где хранится
множество останков этих вымерших доисторических животных. Из этого можно
сделать вывод, что эти животные жили на территории села Паново и его
окрестностях.
Гипотеза моего исследования подтвердилась.
Изучив
находки ископаемых останков доисторических животных, находящиеся в школьном музее,
узнала, какие животные обитали на территории села Панова и его окрестностях.
Я
считаю, что моя работа может быть использована на уроках окружающего мира и
краеведения. А найденные кости пополнят
экспозиции нашего школьного музея.
Литература
1. Власова З.А. Биология. Справочник
школьника. М.: Слово, 2001
2. Гаврилова В.А. Иллюстрированная
энциклопедия Эрудит. М.: Астель, 2006
3. Матвеев А.В. Прошлое Омского
Прииртышья. Омск: Наука, 2005
Приложение Коллекция
Пановского школьного краеведческого музея
№
|
Животное
|
Название костей
|
Место
находки
|
Год
находки
|
|
Мамонт
|
Кость лопатки мамонта
|
|
|
|
Мамонт
|
Бивни мамонта
|
У фермы с. Паново р.Ир
|
1982год
|
|
Мамонт
|
Ребро мамонта
|
|
|
|
Мамонт
|
Позвоночник мамонта
|
Д. Степаниха р. Ир
|
1987год
|
|
Мамонт
|
Коленная чашечка
|
Д. Красный Яр р. Ир
|
1983год
|
|
Мамонт
|
Коренной зуб мамонта
|
|
|
|
Мамонт
|
Берцовая кость
|
Р. Ир
|
|
|
Мамонт
|
Бедренные кости мамонтов 5 штук
|
|
|
|
Мамонт
|
Сегмент грудины
|
|
|
|
шерстистый носорог
|
Череп шерстистого носорога
|
Р. Ир
|
|
|
шерстистый носорог
|
Правая плечевая кость шерстистого носорога
|
Р. Ир
|
|
|
шерстистый носорог
|
Зубы шерстистого носорога
|
|
|
|
Саблезубый тигр
|
Зубы саблезубого тигра
|
Р. Ир
|
1972год
|
|
бизон
|
Череп самки
первобытного бизона
|
|
|
|
буйвол
|
Рога буйвола
|
|
|
|
тур
|
Череп тура
|
У фермы с. Паново р.Ир
|
1990год
|
|
Лошадь
|
затылочная часть кости
|
Д. Степаниха р. Ир
|
|
|
Лошадь
|
Височная часть кости
|
Д. Степаниха р. Ир
|
|
|
Лошадь
|
носовая часть кости лошади
|
Д. Степаниха р. Ир
|
|
|
Лось
|
Пяточная кость лося
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий