УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! Я очень рада встрече с Вами! Могу поделиться кое-чем из опыта работы. Уверена, что Вы найдете нужную для Вас информацию. Внимание: все разработки выставлены абсолютно БЕСПЛАТНО! Буду рада, если чем-то смогу помочь Вам. Заходите ко мне почаще. Материал регулярно обновляется и дополняется

суббота, 27 октября 2012 г.

Любимое село в задачках


Научно-практическая работа Соловьёвой Татьяны, Нечволода Александры - учениц 3 класса. Руководитель: Коновалова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, 1 категории.


ВВЕДЕНИЕ



 Города, поселки и деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Нет на земле ничего дороже  малой родины, деревни, где ты родился и живёшь. Какие красивые названия дали наши предки своим деревням: Красный Яр, Гуляй Поле, Степаниха, Царицыно, Стахановка. Но есть среди этого списка деревни, которые принято называть «умирающими». В нашей округе тоже есть  деревни, в которых не осталось ни одного жителя. Это Мариновка, Степаниха, Царицыно, Красная  Заря, Красные Крылья, Загайново, Куйбышево. Но очень хочется верить, что где-то живут люди, которые с любовью вспоминают тихую свою родину, деревенскую околицу, берёзку возле родного дома, своих односельчан. В нашей школе создан музей, где собраны материалы об истории сел. Для школьников и жителей села проводятся экскурсий по музею нашей школы, где на стендах выставлены все поисковые материалы, проводятся классные часы, на которых выступают участники экспедиций с сообщениями о проведенных исследованиях, проводятся встречи с интересными людьми.

Мы, ученики 3 класса, тоже задумались о том, а чем мы - дети можем помочь сохранить память о нашем любимом селе Паново? На уроках математики мы  решаем разные задачи о городах и селах, о строительстве и транспорте, о животных и растениях. И нам захотелось попробовать составить задачки о нашем селе, чтобы сохранить историю в числах и задачках.

Тема нашей работы: «Любимое село в задачках». 

Цель работы: помочь сохранить память о селе, через составление сборника задач  на краеведческом материале.


Гипотеза  исследования заключается в следующем: если собрать исторические архивные материалы и выбрать математическое содержание, установив зависимости между числами, то можно составить задачи о селе Паново.

          Для осуществления нашей  цели мы поставили следующие задачи:

1.         Собрать исторические материалы об истории села Паново;

2.         Составить летопись села Паново;

3.         Закрепить навыки по составлению и решению текстовых задач;

4.         С использованием компьютерных технологий создать мультимедийную презентацию с задачами и брошюру – сборник «Любимое село в задачках».

          Объектом нашей работы является  сборник задач, а предметом - архивные материалы и воспоминания старожилов – очевидцев различных памятных событий.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к различным  источникам.  

·       Побеседуем  со старожилами села.

·       Изучим школьный музейный архив, так как каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.

·       Сходим в сельскую и  школьную библиотеки для поиска информации по данной теме.

·       В интернете изучим архивные материалы  газеты Крутинского района Омской области «Ваша «Сельская трибуна» найдём заметки о нашем селе.



ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ

1.1. Воспоминания старожилов – очевидцев различных памятных событий



Мы встретились со старожилами нашего села. Они  рассказали много интересного о нашем селе.

Жуковский Эдуард Аркадьевич (главный агроном совхоза «Пановский») начал работать с 1970 года. Урожайность зерновых в те годы была 11 центнеров с гектара. За соломой ездили в деревню Ощепково. В 1975-80 годы урожайность достигала от 18 до 18,9 центнеров с га и была самая высокая в районе. Задворнова Елена Ивановна, сельский библиотекарь, рассказала нам, что очагом культуры являлась раньше изба – читальня. Эта изба была приведена в образцовый порядок, в ней проводились регулярно политинформации, беседы, чтение газет. Работали самодеятельные кружки. При избе - читальне организован агитколлектив. Силами  коллектива  было проведено среди колхозников 60 бесед, выпущено 30 стенгазет и боевых листков.

          А вот первая инвентарная книга Пановской библиотеки была заведена 1 января 1948 года. В библиотеке числилось на 1 января 1951 года 2087 экземпляров книг и брошюр. Заведующим библиотекой в то время был Коваленко В. По дневнику библиотеки за 1961 год известно, что библиотекой заведовал Угринёв И., он же и передал библиотеку в августе 1961 года Колмаровой (Лагутиной)  Анне Григорьевне.

          В разные периоды своего существования наша библиотека жила так, как жила вся страна: социалистические соревнования, смотры, пятилетние планы, масса политических компаний, смена нравственных идеалов, экономических ориентиров. На всё это библиотека обязана была реагировать и работать соответственно запросам времени. Нашей библиотеке повезло с работниками, каждый в своё время внёс свою лепту в её деятельность.

Глебов Алексей Алексеевич в 1977 году начал работать механиком в совхозе «Пановский». В те годы в совхозе было 107 тракторов всех марок, из них 32 на ферме совхоза, 48 машин разных марок и 45 зерновых комбайнов, из них 5 принадлежали школьной производственной бригаде. Технику ежегодно пополняли новыми тракторами, машинами. К посевной кампании готовились заранее. Были запасы горючего до 350 тонн, масла 10 тонн. В Крутинке проводились слёты лучших работников сельского хозяйства. Лучшими доярками в те годы были: Нефёдова, Косорукова, Граничева, Рассказова. В 1979 году был построен универсальный кормоцех. Он вырабатывал 30 тон кормовой смеси в смену, 33 тонны в сутки развозили для скота по фермам. А вот после 90-го года техники новой не поступало, кроме одного трактора К701а.

Баженов Александр Петрович с 1970 по 1998 год работал управляющим Пановского отделения. В то время на Пановском отделении было 3000 голов крупнорогатого скота из них 970 коров.

Дюдин Сергей Фёдорович 18 лет проработал на кирпичном заводе. Был директором завода. Выпускали красный кирпич до 450000 в год. На заводе работало 15 человек. Дома на улицах Молодёжная и Новая в селе Паново, дома в деревне Камчатка, Козулино полностью из кирпича, сделанного на этом заводе. Кроме этого завода были ещё два завода от ПМК*. В 1986 году завод перестал производить кирпич.

Коняхина Зоя Григорьевна работала  библиотекарем в школьной библиотеке с 1966 года по 2009 год. Она рассказала нам о том, что с 1957 года в школе была производственная бригада. Сначала ученики выращивали на поле свёклу и кукурузу. А с 1970 года бригада работала круглый год. Зимой изучали сельхозмашины, основы агротехники и животноводства, с обязательной практикой на ферме и в МТМ*, а летом - производственный труд. В четырёх километрах от села в живописном месте летом был раскинут палаточный городок, где жили и трудились учащиеся 9 и 10 классов. Они работали в поле на комбайнах и на овощном огороде, а также доили коров вместе с взрослыми. Десять раз бригада была победительницей районного соревнования, шесть раз – областного, а в 1973 году была в числе лидеров РФ*. За опытническую работу была награждена большой и малой медалью Мичурина. В то время руководил бригадой опытный педагог Ухин Николай Сергеевич.

Коняхина О.А (специалист 1 категории) работает при  сельской администрации с Паново.  Коняхина  познакомила нас с составом населения за последние 5 лет. Рассказала нам о том, что смертность в селе Паново растёт, а рождаемость падает, познакомила с численностью скота по Пановскому сельскому поселению. И выяснилось, что люди всё меньше держат скота.*

Габец Николай Иванович с 1964 года работал в совхозе «Пановский».  В послевоенные годы лучшим комбайнёром был Бочанов Кузьма Назарович, а шофёром – Клепиков Т.П.

А ещё он рассказал нам о своём отце.  Габец Иван Петрович сразу после войны стал работать в КБО* портным. Здание  было деревянным. В 1955году заведующим  КБО был Пирогов. Шили одежду: фуфайки, костюмы, платья, шубы. Была своя пимокатня. Катали  свои валенки. В 70 –е годы построили новое КБО. Здание большое просторное. В здании была баня, пимокатня, парикмахерская, пошивочный цех. К концу 80-х КБО перестало существовать. 

Хомякова Галина Афанасьева работала в совхозе «Пановский» с 1970 по 1991 год сначала санитаркой, а затем техником-осеменатором. В 70-е годы на «Пановской» ферме было около 1000 коров, вспоминает она.  Лучшими доярками были: Тимохина В.Т., Горяева Н.А., Манц М.А., Климова Ш.А., Рассказова А.И., Граничева А.И., Позднякова Н.П..

Галина Афанасьева рассказала нам, что её тётя Евдокимова Степанида Михайловна, Иванова Ефросинья Николаевна, Глебова Пелагея Прокопьева у купца Пимшина (где была старая школа) были горничными. Протирали пыль, поправляли занавески.  По праздникам встречали гостей, делали пельмени из белой муки (в то время эта мука была редкость). Степанида Михайловна рассказывала Галине Афанасьевне, что купец был очень богатый, ещё до революции у него уже была техника.

От Галины Афанасьевны мы узнали, что в нашем селе были и творческие люди, например, Гудовский Иосиф  для детей организовал кукольный мини-театр, ставил фокусы в местном клубе, даже ездил с выступлениями по соседним деревням.

Горкунова Зельма « В 1949 году нас 5 семей привезли из Латвии. До апреля 1972 года жила в  соседней деревне Степанихе, работала дояркой. Когда деревня разъехалась, переехали жить в Паново. Стала работать на маслозаводе. Возила уголь, пилила дрова, а позднее работала в масло цехе. 

В середине 70-х, на заводе были установлены компрессоры-холодильники. Из молока «отжимали» сливки.  Производили масло, сыр, сгущённое молоко, казеин, творог, брынзу, простоквашу, заменитель цельного молока, сухое обезжиренное молоко. Наше масло славилось на всю область, и даже страну! Казеин отправляли за границу.  Лучшими маслоделами были:

М.М. Мишутина, Г.Д. Ильченко, В. Крамнова, А.П.Привалова, В. М. Каржавина. Но рыночная экономика свела на нет все прежние достижения и заслуги коллектива маслоделов.  Последние годы молоко возили в Крутинку, поддерживая район. А Пановский маслозавод закрыли в 2005 году».

Колмакова Иляна Николаевна (секретарь Пановской средней школы) предоставила нам списки выпускников школы с 1952 года по 2011 год*. Они позволяют сделать вывод, что в 1971году, например, в нашей школе учились ребята из деревень: Пеньково, Моторово, Никольск,  Погорелка, Старый Кардон, Лазарево, Степаниха, Победено, Северная Сибирь и многих других. Этих деревень сегодня уже не найти на карте.









1.2. Летопись села Паново

Как говорится в энциклопедиях, летопись - это погодовой отчет о событиях. Мы постаралась сами составить  летопись нашего села, используя материалы газет, воспоминания жителей села,  материалы школьного архива.

«Село  Паново  начало  заселятся  с  середины  XVIII  века,  выходцами из Абатской  слободы. Основной  причиной  переселения  крестьян  было  острое малоземелье. На протяжении прошлых веков в крестьянские селения размещали ссыльных. Особенно много их было в Паново. Но они не играли основной роли в формировании населения. Основу всё-таки составляли коренные сибиряки.

          И  с  1761 года село  уже  называется  Паново.*  Название  произошло,  от  фамилий первых  жителей.   Жители  села   занимались   земледелием. Земли  делились  по  количеству     мужчин  в семье по 10 десятин[1] на каждого. В каждой  семье было 3-2 лошади, несколько  коров, овцы, свиньи.

1861 году была построена первая церковно-приходская школа. Известно, что первой учительницей была А. А. Кокорина.

В селе был главный храм с престолом Пресвятой Троицы. Он просуществовал до 1905 года и сгорел после удара молнии. Последним его служителем был А.М. Доков.

В 1913 году в Пановской волости на мужскую душу приходилось уже всего лишь по 5 десятин пахотной земли. Землю пахали сохой с железным наконечником, зерновые сеяли из лукошка. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу. Сажали в огородах лук, репу, морковь, картофель. Первые десятилетия тяжёлой повинностью на крестьян легло предоставления подвод под казённые грузы, строительство тракта, расчистка дорог, строительство гатей  и мостов. Западносибирский тракт, по которому отправляли ссыльных, проходил по нашей местности. В соседней деревне Степанихе стоял Форт-пост для охраны дороги и передвижений по ней.

           В 1911 годах 3-4 кулацких семьи владели 70% всей земли. Это зажиточные семьи Пимшиных и Шугаловых. Ефим Филлипович Пимшин имел очень большое хозяйство, которое держалось на труде батраков, тех, кто по каким – то причинам не имели собственного хозяйства. У отдельных хозяев села Паново было по 100 голов скота. На них работали ссыльные и беднота.

 Пимшину Е. Ф. принадлежали паровая мельница, 40 лошадей, большое стадо скота, магазин.

          В 1898 году, как свидетельствуют архивные документы, купец Ефим Пимшин открыл маслозавод в селе Паново. Первый в районе! Быстро стало развиваться молочное животноводство.

В 1913 году в Пановской волости значилось уже 11 мини маслозаводов и 15 ручных сепараторов. Ими было выработано 10793 пуда масла, от реализации которого, получено 150 тысяч руб. По тем временам это были огромные деньги.

Заводик выглядел довольно примитивно: под одной крышей умещались и маслобойка, и пастеризатор, и паровой котёл, топившийся дровами. В год их требовалось до 9000 кубометров. В качестве холодильников использовался лёд с местных рек.

По воскресеньям и престольным праздникам в Паново были базары. С  низов[2] возили коробами рыбу. Крестьяне продавали часть своих продуктов, чтобы купить ситец, гвозди, мыло, сахар и другие необходимые вещи.

    В 1917 году в декабре революция дошла до нашего села.

Навсегда останутся в памяти жителей села Паново и Красного Яра, черные дни колчаковщины, когда погибли многие большевики этого края. Другая часть мужского населения была призвана в колчаковскую армию.

В 1918 году была установлена Советская власть в селе Паново.

В 1925 году в Паново проживало 1256 человек.

И в  1929 году в Паново был организован первый колхоз*. Он назывался «Власть труда». Самыми  первыми в него вступили: Пимшин, Сторожевский, Соломахин, Кашина. Сначала  в колхозы люди вступали добровольно, а потом к  крестьянам стали применять жестокие меры. В колхоз не вступил, значит,   ты - враг, ты - «кулак», сельский богач.  Насильно у таких мужиков  забирали все имущество, хозяйство, а его вместе с семьей отправляли на жительство еще дальше на север. Под ссылку иногда попадали и те мужики, у которых  не было  большого достатка. Вот и пустела деревня от нехватки крепких мужиков, которые могли хорошо работать на земле, кормить себя, а излишки продуктов шли бы на продажу. Увозили их далеко от дома, или как говорили тогда в деревне, за «болото».

Но с колхозом к пановцам пришла новая жизнь. Появились машины, трактора, веялки. Выше стали урожаи. Заметно улучшилось материальное положение крестьян – колхозников. Первым председателем стал Казанцев Платон Анатольевич.

В 1937 году появился первый приемник - радио, он был очень примитивен по конструкции и  неказист по виду. Но его послушать прибегало все село от мала да велика. А еще через два года загорелась в Паново «лампочка Ильича». Директором  МТС* на 13 мая 1940 года был Беляев П. И. . Радостно было на душе у сельчан, но эту радость нарушила война. Ясным июньским днем узнали о ней и жители Паново. На фронт ушло более 300 человек. Вся тяжесть труда легла на женские плечи, плечи подростков и стариков. Работая от зари до зари, они снабжали фронт хлебом, мясом, теплыми вещами, а сами порой не имели самого необходимого.

Многие женщины – труженицы Паново были награждены государственными медалями за «доблестный труд».

Пришла долгожданная победа! Но не все защитники Родины вернулись в родное село, к мирному труду. Война вычеркнула из жизни 128 пановцев. Из семьи Шмариных, например, пять сыновей. Из семьи Колмаковой Дарьи Григорьевны не вернулись муж и два сына. А сколько умерло от ран. Это им, Воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, поставлен в центре Паново памятник, это им отдают салюты в дни Победы.*

В годы Великой Отечественной войны в селе были семилетняя школа и детский дом. И только  в 1951 году  появилась школа – десятилетка.*

В 1948 году в Паново была построена гидроэлектростанция, которая питала 390 электроточек,    приводила в движение пилораму, насос для подачи воды, три веялки, сортировочную машину «ОС-2» и молотилку МК-1100, сушилку, кормозапарник, зернодробилку и две машины для стрижки овец.

1 января 1948 года распахнула свои двери Пановская библиотека, где заведующим был Коваленко В.

В 1954 году построили новый клуб с радиоузлом и библиотекой, где числилось уже в то время 500 читателей.

За годы Советской власти в Паново построена МТС, где для обслуживания колхозов имелось 52 трактора, 34 комбайна и другие сельскохозяйственные машины. Директор МТС - Соломахин А.Ф., главный агроном Чебоксаров Ф.К., главный инженер Ляхов И.И.*

В 1958 году  колхоз преобразовали в совхоз. Пановский совхоз был самым крупным. Он много лет был передовым   по урожайности зерновых культур, по надоям молока. В десятой пятилетке* по продаже молока государству коллективы Пановского и Оглухинского совхозов признаны победителями (1975г).

 В 1961году радовал зрителей свой хор в количестве 156 человек. Руководила хором Наталья Михайловна Софронова. На всю область и даже Россию славилась Пановская средняя школа. А ученическая производственная бригада, созданная одной из первых в районе, постоянно была на хорошем счету.

В 70-е годы в Паново хорошо была развита художественная самодеятельность. На районный смотр возили по четыре автобуса самодеятельных артистов, в том числе учительский коллектив (109 человек).   На ферме свой школьный двор - №5. Ребята ухаживали за скотом, обрабатывали по 15-20 гектаров овощей, разводили сад.

В 1970 году поставлен памятник воину-освободителю в селе Паново. Привезли его из Ростова-на-Дону, сами устанавливали, благоустраивали.[3]

В 1982 году построили новое здание клуба. Директор Шарварок Виктор Владимирович.

В 90-е годы предприятия стали закрываться одно за другим. Маслозавод, больница и стационар (остался ФАП), ферма, кузница, КБО, кирпичные заводы, пекарня.  Школьный интернат и столовая тоже перестали существовать.

Самое главное богатство нашей земли – люди. Выписка из архива: «Только за 1951-1975 годы за хороший труд награждено 55 тружеников сельского хозяйства: Фадеев М. Г., бригадир тракторной бригады награждён орденом Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени;  Афиногентова З.Г. доярка, награждена орденами Трудовой славы 3 степени и «Знак Почёта»; Щербашин И.Т., комбайнёр, орденом Трудового Красного Знамени; Шеппилоова В.И., доярка, орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблесть»;   народный учитель  СССР Чернышов Николай Андреевич единственный человек в районе, имеющий орден Ленина;  Байдукова Е.А. у неё орден «Дружбы народов» и многие др.
1.3. Выводы по главе 1



Как было выяснено из полученных материалов, жизнь наших предков была трудна. Приходилось много работать. Но многое было достигнуто. Наш совхоз был самым крупным. Он много лет был передовым   по урожайности зерновых культур, по надоям молока. На всю область и даже Россию славилась Пановская средняя школа, маслозавод. Работало много предприятий, они производили разную продукцию: продукты питания, одежду, обувь. Таким образом, всем находилось дело, все были заняты трудом.

Как отмечалось выше, в 90-е годы предприятия стали закрываться одно за другим. В результате люди потеряли работу. Многие семьи стали покидать свои родные места. Анализируя таблицы «Состав населения»[4],  «Численность скота» за последние 5 лет и «Количество учеников школы»[5]  за несколько лет, можно сделать вывод, что численность населения села Паново сокращается год от года. Каждый год уменьшается и количество  поголовья скота.



ГЛАВА 2. Основные типы задач

1.3. Основные типы задач



     В словаре мы узнали, что «задача – небольшой рассказ, который содержит числовые величины, которые зависят друг от друга, относительно чего поставлено задание: найти значение определенной величины, если известно значение других величин. Это отображается в вопросе, который начинается словами «сколько» или «насколько».

Выделяем две части: условие (известные числовые данные задачи и связь между ними) и вопрос (неизвестная величина).

Задачи, которые решаются в одно действие мы отнесли к простым задачам, а задачи, которые решаются в два и более действия – к составным.

1.    Простые задачи.

·       Задачи на нахождение суммы и остатка.

Например: В спортивную секцию ходило 25 ребят школы. Тренер принял в неё ещё 2 ребят. Сколько спортсменов занимается в секции? (Решение: 25 + 2 =27 (с.))

·       Задачи на нахождение неизвестного компонента – простые задачи, при решении которых необходимо проанализировать связь между компонентами и результатом арифметических действий.

Например: На Пановском отделении было 3000 голов крупнорогатого скота из них 970 коров. Сколько молодняка было в  Пановском отделении? (Решение: 3000 - 970 = 2030 (м.))

·       На увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Например: Среди выпускников Пановской школы: 8 мастеров спорта, а перворазрядников на 108 больше. Сколько перворазрядников среди выпускников школы? (Решение: 8 + 108 =116 (п.))

·       На разностное сравнение чисел.

Например: В селе Паново в 2008 году было 22 козы, в 2009 году 17 коз. На сколько коз меньше в 2009 году, чем в 2008? (Решение: 22-17 = 5 (к.))

·       Простые задачи на сложение и вычитание с косвенным вопросом:

Например: В селе Паново на Рабочей улице 18 деревянных домов. Это на 4 больше, чем каменных. Сколько каменных домов на улице Рабочей? (Решение: 18 – 4 = 14 (д.))

·       Простые задачи (умножение, деление):

В 2007 году на пастбищах с. Паново паслось 18 лошадей.  Сколько ног у 18 лошадей? (Решение: 18 · 4 = 72 (н.))

2.    Составные задачи.

·       Сложение и вычитание.

Например: В 1925 году в Паново проживало 1256 человек, а в 2009 году – 1032 человека. Насколько человек и за сколько лет уменьшилось население с. Паново? (Решение: 2009 – 1925 = 84 (г.)

1256 – 1032 = 224 (ч.))

·       Задачи на понимание смысла действий умножения и деления (умножение; деление по содержанию и на равные части).

 Например: В мастерской 72 дощечки. Сколько ребят в классе и сколько они сделают скворечников  на уроке технологии из этих дощечек, если на один скворечник идет 8 дощечек, а каждая группа ребят из 2 человек сделала по скворечнику?
(Решение: 72 : 8 = 9 (с.)

  9 · 2 = 18 (р.))

·       Различные составные задачи на все четыре арифметических действия.

Из 960 коров, каждая 30-ая приносит 2 теленка. Остальные по одному в год.  Сколько телят будет через год при условии, что они все выживут?

 (Решение: 960 : 30 = 32 (к.) – по 2 телёнка

                  960 – 32 + (32 · 2) = 992 (т.)

·       Задачи на движение.

Расстояние от Паново до  деревни Козулино - 12 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?

·       Задачи на встречное движение.

Например: Расстояние между селами Паново и Камчатка 24 км. Через сколько часов встретятся два пешехода, которые вышли одновременны навстречу друг другу, если скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч?

(Решение: 24 : (3+5) = 3 (ч.))

3.    Задачи на сообразительность, задачи-шуточки, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов и т.п.

Например: В 1 классе учится 9 человек, а в 7 – 18 человек. Насколько седьмой класс умнее первого?

Например: В «первом» магазине Петя купил 1кг карамели, а Оля в «Сельмаге» 1кг шоколадных конфет. Кто купил больше конфет Петя или Оля?



2.2. Выводы по главе 2



Чтобы научиться составлять и решать задачи, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать. В первую очередь все задачи мы постарались разделить на группы. Рассмотрев различные виды задач, мы пришли к выводу,  что существуют простые и составные задачи. Задачи, которые решаются в одно действие, мы отнесли к простым задачам, а задачи, которые решаются в два и более действия – к составным.

А также, в отдельную группу мы отнесли задачи на сообразительность, задачи-шуточки, числовые головоломки, арифметические ребусы.



ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Этапы исследований

Наша работа состояла из нескольких этапов.






Этап

Название этапа

Содержание работы

Сроки

1

Подготовительный

Ø изучение школьных архивных материалов;



Ø сбор фактических данных о селе Паново /беседы и интервьюирование жителей села, поиск литературы в библиотеке, газетах/;

Сентябрь, 2011 год



Октябрь

2011год



2

Практический

Ø анализ и обработка результатов /выбрать математическое содержание и тип задачи, выписав все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого/;



Ø составление математических задач;

Ноябрь

2011год



















Декабрь

2011год 

3

Обобщающий

Ø оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями  и в виде мультимедийной презентации;



Ø представление материалов.

Январь-февраль 2012 год





Март 2012 год

3.2. Методы исследований 

В своей работе мы использовали такие методы как:

s  изучение литературы;

s  интервьюирование;

s  наблюдение;                          

s  сравнение;

s  сопоставления и анализа;

s  обобщение.

Используя метод изучения литературы, мы узнали много  интересного. Из книги «Лемех плуга сильнее меча» узнали о прошлом сел Омского Прииртышья, их истории, судьбы. А материалы местной газеты «Сельская трибуна», школьные архивы помогли  при составлении летописи села Паново.

Используя метод интервьюирования, мы встретились с людьми, которые раньше работали на предприятиях нашего села  и задали им вопросы.

1.    Фамилия, имя, отчество.

2.    На каком предприятии работали? С какого года?

3.    Что запомнилось?

4.    Что памятного было в 70-80 годы?

5.    Какие изменения прошли после эпохи горбачевских реформ?

6.    Кто из тружеников села вам запомнился больше всех?

7.    Работа предприятия в настоящее время.

       Используя метод сравнения и обобщения, сравнили и обобщили полученные результаты. Составили летопись села. Составили памятку «Правила составления задач».[6]

       Используя метод сравнения, проанализировали  данные таблиц и на их основе составили  математические задачи.

Сравнивая данные в таблицах, изучая воспоминания очевидцев, школьные архивные материалы, выписали исторические справки к задачам.

       Используя метод сопоставления и анализа, из исторической справки  отобрали математическое содержание и постарались выявить закономерности.



3.3. Выводы по главе 3

В результате использования различных методов исследования, из летописи мы  выбрали математическое содержание. Определились с типом задач. Выписали все числовые данные. Установили зависимости между числами.   Выяснили, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого. В результате мы  составили сборник задач.[7]

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема нашей работы «Любимое село в задачках». 

Цель работы: помочь сохранить память о селе, через составление сборника задач  на краеведческом материале.

Гипотеза  нашего исследования подтвердилась.  Собрав исторические архивные материалы и выбрав математическое содержание, установив зависимости между числами, мы  составили задачи о селе Паново.

          Для осуществления нашей  цели мы ставили следующие задачи:

1.       Собрать исторические материалы об истории села Паново;

2.       Составить летопись села Паново;

3.       Закрепить навыки по составлению и решению текстовых задач;

4.       С использованием компьютерных технологий создать мультимедийную презентацию с задачами и брошюру – сборник «Любимое село в задачках».

Мы считаем что задачи, которые ставили перед собой, выполнили. Изучая литературу,  узнали, что с  1761 года село  называется  Паново.  Название  произошло,  от  фамилий первых  жителей. Жители  села   занимались   земледелием.  В Паново был организован  колхоз. Он назывался «Власть труда». Позднее совхоз «Пановский». Пановцы во все времена были трудолюбивые, имели много скота, у нас в селе была своя мельница, кирпичный завод, маслозавод. Делали даже своё мороженое! Катали валенки. В Паново учились ребята из соседних деревень Толоконцево, Троицка, Никольска. Этому мы нашли подтверждение в школьном  историко-краеведческом музее, а также из бесед с односельчанами и из  воспоминаний людей, работавших на предприятиях в  разное время.

          Из выше сказанного можно сделать вывод, что наше село имело большие перспективы, было знаменито не только на весь район, но и на всю область и даже страну. Сейчас село приходит в упадок, кругом развалины, убогие заборы, поросшие крапивой и бурьяном усадьбы. Нет никакой работы сельскому жителю. Поля не пашутся, богатые луга в наших  местах желтеют некошеные. Бурно растут бурьяны, а там, где были недавние пашни, зеленеют берёзы толщиной уже с руку. Постройки, где мычали ещё недавно коровы, стоят без окон и без дверей. Нам очень хочется, чтобы Паново не исчезло с карты Омской области, как исчезли другие деревни.

Выбрав математическое содержание из летописи и воспоминаний старожилов  – очевидцев различных памятных событий, установив зависимости между числами,  мы составили задачи о селе Паново.

          Мы пришли к выводу, что решение задач с использованием краеведческого материала позволили нам  углубить знания  по краеведению.

Мы считаем, что наша работа может быть использована на уроках математики и краеведения. Составленные нами задачи можно использовать на уроках математики, а  летопись села Паново восстановит исторические события прошлых лет, трудовой подвиг селян. Сохранит память о селе - нашей «малой родине» для будущих поколений.

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание истории своего края, его прошлого помогает ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.

Литература

1.         А.Мороз «Лемех плуга сильнее меча» - Омское книжное издательство, 2003.-431с.

2.         Парамонова Т.Р. « Паново»  Сельская трибуна газета 1989г.

3.         Юрий Третьяков «Как сыр в масле»  Сельская трибуна газета №8 от 20 февраля 2009г.

Приложения

Полувозростной состав населения по Пановскому сельскому поселению




Наименование

годы

дети от 1 до 6 лет

от 7 до 16 лет

Трудоспособного возраста

от 16 до 55 ж.

от 16 до 60 м.

Старше трудоспособного

Итого:

муж.

жен.

муж.

жен

муж.

жен.

муж.

жен.

Паново 2011г

35

32

66

54

334

263

70

176

1030

Паново 2010 г

27

33

77

53

332

259

71

164

1016

Паново 2009г

34

36

69

53

349

269

70

152

1032

Паново 2008г

36

44

80

53

356

298

71

142

1080

Паново 2007 г

90

162

932

303

1496



Численность скота по населенным пунктам, по Пановскому сельскому

 поселению




Наименование населенных пунктов

Кол-во

хозяйств

Кол-во населения

КРС всего

В т.ч коров

молодняк

свиньи

овцы

козы

лошади

пчелы

птица

Паново 2011

364

1030

194

108

86

131

297

19

21

30

1266

Паново 2010

354

1016

199

100

99

93

236

20

25

8

1218

Паново 2009

357

1032

202

106

96

89

206

17

24

32

1103

Паново 2008г

359

1080

249

122

150

121

168

22

21

45

1267

Паново 2007г

369

1113

304

150

154

176

196

29

18

48

1603
















* ПМК передвижная механизированная колонна


* МТМ машинно-тракторная мастерская


* РФ Российская Федерация


* см. приложение  


* КБО комбинат бытового обслуживания


* Смотри приложение


* смотри приложение 5


[1] Десятина — старая русская единица земельной площади


[2] низы - это местность расположенная ниже села Паново, в русле реки Ишим. Это деревни: Ишим, Иры, Поротниково, Конёво, Сараево, Шалашино, Бития.


* КОЛХОЗ, форма организации сельскохозяйственного труда, созданная в СССР в ходе коллективизации; объединение крестьян; руководство колхозами осуществлял Колхозцентр (Всесоюзный совет коллективных крестьянских хозяйств).


* МТС машинно-тракторная станция


* смотри приложение 6


* смотри приложение 6


* книга А. А. Мороз «Лемех плуга сильнее меча»


* ПЯТИЛЕТКИ пятилетние планы экономического и социального развития СССР. В 1929-1990 принято 12 пятилеток.


[3] См. приложение « Сельская Трибуна» 29 сентября 2006г Заметка «Соль жизни»


[4] См. приложение


[5] См. приложение


[6] См. приложение  Памятка «Правила составления задач»


[7] См. приложение Брошюра – сборник «Любимое село в задачках».


Памятка «Правила составления задач»



1.       Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные.

2.       Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи.

3.       Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и краеведения.

4.       Выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

5.       Составить условие задач, сформулировать условие и вопрос задачи.         





Брошюра – сборник «Любимое село в задачках»

  1. На территории совхоза «Пановский» в 70-х годах было 13 населённых пунктов (Куйбышево, Паново, Мариновка, Степаниха, Красный Яр, Красная Заря, Красные Крылья, Камчатка, Козулино, Никольск, Троицк, Толоконцево, Моторово). Позже эту территорию разбили на 2 совхоза «Ировский» и «Пановский». К «Ировскому» отнесли Никольск, Троицк, Толоконцево, Моторово, деревни Куйбышево, Мариновка, Степаниха, Красная Заря, Красные Крылья разъехались. Сколько населённых пунктов отнесли к совхозу «Пановский»?
  2. От Паново до Камчатки - 24 км, а до Козулино - 12 км. Во сколько раз путь от Паново до Камчатки больше, чем путь от Паново до Козулино? 
  3. В 1976 году в совхозе было 45 зерновых комбайнов. Сеялось 4.500 га зерновых культур. Сколько гектар зерновых культур приходилось на один комбайн?

(Решение: 4.500 : 45 = 100 (га)

  1. В спортивную секцию ходило 14 спортсменов школы. Тренер принял в неё ещё 2 ребят. Сколько спортсменов занимается в секции?

(Решение: 14 + 2 =16 (с.))

  1. Среди выпускников Пановской школы: 8 мастеров спорта, а перворазрядников на 108 больше. Сколько перворазрядников среди выпускников школы? (Решение: 8 + 108 =116 (п.))
  2. В 3 классе Пановской школы учится 9 человек. Возраст всех учеников класса составляет 90 лет. Сколько лет каждому из учеников класса, если каждому одинаковое количество лет?
  3. ( Задача - шутка) В 1 классе учится 9 человек, а в 7 – 18 человек. Насколько седьмой класс умнее первого?
  4. В первом магазине Петя купил 1кг карамели, а Оля в «Сельмаге» - 1кг шоколадных конфет. Кто купил больше конфет Петя или Оля?
  5. В 1925 году в Паново проживало 1256 человек, а в 2009 году – 1032 человека. Насколько человек и за сколько лет уменьшилось население с. Паново?

(Решение: 2009 – 1925 = 84 (г.)

                1256 – 1032 = 224 (ч.))

  1. В 2007 году на пастбищах с. Паново паслось 18 лошадей, а в 2008 году на 3 лошади больше. Сколько лошадей паслось в 2008 году на пастбищах нашего села? (Решение: 18 + 3 = 21 (л.))
  2. В 2007 году на пастбищах с. Паново паслось 18 лошадей.  Сколько ног у 18 лошадей? (Решение:18 · 4 = 72 (н.))
  3. В школьном хоре пело 62 человека, 15 из них мальчики. Сколько девочек пело в хоре? (Решение: 62 – 15 = 47 (д.))
  4. На Пановском отделении было 3000 голов крупнорогатого скота из них 970 коров. Сколько молодняка было в  Пановском отделении?  

(Решение: 3000 - 970 = 2030 (м.))

  1. Из 960 коров каждая в год приносит по одному телёнку, из них каждая 30 приносит 2. Сколько телят будет через год при условии, что они все выживут? (Решение: 960 : 30 = 32 (к.) – по 2 телёнка

            960 – 32 + (32 · 2 ) = 992 (т.)

  1.  В 1913 году в Пановской волости значилось  11 мини маслозаводов и 15 ручных сепараторов. Ими было выработано 10793 пуда масла для реализации. Сколько кг масла было произведено в 1913 году?

(Пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер.)

Решение: 1 пуд =16 кг, 10793 · 16 = 172.688 (кг)

  1. Колхоз в Паново образован в 1929 году, а совхоз в 1958 году. Сколько лет существовал колхоз?
  2. В 2009 году в селе Паново проживало 70 дошкольников, а школьников на 52 человека дольше. Взрослых мужчин 349, а женщин 269. Бабушек и дедушек 222 человека. Сколько человек проживало в селе Паново в 2009 году? (Решение: 70+(70+52) +349+269+222=1032)
  3. В селе Паново в 2008 году было 22 козы, в 2009 году 17 коз. На сколько коз меньше в 2009 году?
  4. В Паново на Молодёжной улице живёт 148 человек, а на Зелёной 163. Насколько больше живёт человек на Зелёной улице,  чем на Молодёжной?
  5. В Паново на Молодёжной улице живёт 148 человек, а на Кооперативной в 4 раза меньше. Сколько человек живёт на Кооперативной улице?
  6. В 2008 году в Паново было 359 хозяйств, а в 2011 году 364. Насколько больше хозяйств в 2011, чем 2012 году?
  7. В 1951 году  в Паново была построена  школа – десятилетка. Сколько лет нашей школе в этом году?
  8. В селе Паново на Рабочей улице 18 деревянных домов. Это на 4 больше, чем каменных. Сколько каменных домов на улице Рабочей? (Решение: 18 – 4 = 14 (д.))



Спорт и математика

Среди выпускников Пановской школы:

- 8 мастеров спорта;

- 116 перворазрядников;

- 16 выпускников окончили СибГУФК;

- 27 выпускников выбрали факультеты физической подготовки в средних спе-циальных учебных заведениях;

- 15 специалистов трудятся в области физической культуры и спорта в районе.


3 комментария:

Ирина Александровна Кудрявцева комментирует...

Здравствуйте! Если позволите, несколько советов: текст мелковат, тяжеловато читать; хотела добавиться к вам в читатели, но не обнаружила данного списка (дизайн, добавить гаджет, постоянные читатели). Желаю удачи в ведении блога!

Unknown комментирует...

Молодец! Очень важно уже с детства прививать любовь к своей малой Родине!

Учитель начальных классов Бочанова Екатерина Ивановна. Омская область, Крутинский район, село Паново. Россия. комментирует...

Татьяна Николаевна! Спасибо за интересный материал. Историю своей маленькой родины надо знать. Работа очень полезная!