УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! Я очень рада встрече с Вами! Могу поделиться кое-чем из опыта работы. Уверена, что Вы найдете нужную для Вас информацию. Внимание: все разработки выставлены абсолютно БЕСПЛАТНО! Буду рада, если чем-то смогу помочь Вам. Заходите ко мне почаще. Материал регулярно обновляется и дополняется

суббота, 20 октября 2012 г.

Детство, опалённое войной

Научно-практическая работа Гефлинг Жаннаы- ученицы 4 класса. Руководитель: Коновалова  Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, 1 категории.
ВВЕДЕНИЕ
Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Страшных потому, что горе тогда, в 1941-ом, пришло в каждый дом. По книгам и кинофильмам я узнала, что в лихие военные годы трудно было всем. И тем, кто воевал, и тем, кто работал, и тем, кто оказался на захваченной фашистами территории.
Не обошла война стороной и нашу семью. Моя мама  много рассказывала мне о том, что пришлось испытать нашим родственникам во время войны. Родителей моей прабабушки забрали в трудовую армию, а бабу Олю с братом отправили в Толоконцевский детский дом, Крутинского района. Ей было всего двенадцать лет. Про те тяжелые годы баба рассказывает редко, ей тяжело вспоминать своё трудное детство. Невыносимо опять и опять пропускать через свое немолодое сердце боль, страх, ужас несчитанных потерь. Мне захотелось больше узнать о детстве бабушки, её ровесниках.  О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства?
Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать?
Поэтому я и выбрала  тему своей работы «Детство, опалённое войной»
Цель: узнать, как жили и учились ребята военного поколения; проследить  какова  дальнейшая судьба некоторых из них.
Задачи:
1.    Собрать исторические источники (документы, дневники, фотографии, вырезки из газет) для исследования.
2.    Записать воспоминания воспитанников детского дома времён Великой Отечественной войны.
3.    Проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку.
Объектом моей работы являются воспитанники  детского дома времён Великой Отечественной войны, а предметом - архивные материалы, дневники, воспоминания.
 Гипотеза  исследования заключается в следующем: если собрать исторические архивные материалы, то можно узнать, как жили, трудились и учились ребята военного поколения и проследить,  какова их дальнейшая судьба.
          Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к различным  историческим источникам.  Я побеседую с бывшим директором школы Николаем Андреевичем Чернышовым, который в те годы работал воспитателем в детском доме, изучу школьный музейный архив, найду литературу по данной теме.
ГЛАВА  1. Война прошлась по сердцу каждого из них
1.1. Дети Великой Отечественной войны
У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних             65-82 – летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Сергей Алексеев в книге «Час мужества»[1] писал «В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять — четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, чувствовали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети встали с взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за сожженные жилища — за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах. На заводах и фабриках подростки встали на места своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай».
          Это они читали письма отцов с фронта, плакали при получении похоронок, видели горе и страдания матерей, односельчан. Война не делала скидок на возраст.
Немало тягостных минут выпало на долю детей. Война своим убийственным дыханием коснулась каждого, коснулась даже тех мест, куда не дошли бои. Сибирские дети не видели войны, сюда не ступала нога оккупанта. И всё же война в равной степени коснулась всей нашей единой  Родины. И, прежде всего, детей.
Вот что вспоминает жительница села Паново Москвина  (Синёва) Мария Трофимовна[2] «Когда началась война, мне было всего 13 лет (с 1928года). Отец мой умер  за год до войны. Меня и пять моих братьев, воспитывала мать. Я из детей была старшая. Жилось тяжело. Есть было нечего. Гнилая картошка, найденная на поле, была для нас радостью. Много работали, стаж работы стали исчислять с 1942 года».
Альберт Лиханов пишет в школьной роман – газете[3] - «Враг не в каске и с автоматом, он чаще всего безлик, как, например, всегда безликим бывает голод, и незрим, как, например, всегда бывает незримой подстерегающая смерть».
Из этого следует, жизнь страны в тылу была тяжела, но она продолжалась. Победа над врагом рождалась с тылу. Вся страна – армия и народ, тыл и фронт объединились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».
С началом войны   появляется больше детей сирот, у кого-то убили отца, горе, болезни и нужда лишили их матерей, детям трудно было выживать в этих условиях в одиночку без мамы и папы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
 А вот что пишет в своём дневнике учительница Моторовской школы Канаева Анна Ильинична[4] «Тихонько открывается двери,  и на пороге Вася. Босой. Ноги посинели. Слёзы градом. Рябой шустрый Шурик Перевалов первый его увидел. Ребят как ветром сдуло. Усаживают ближе к печке, ноги растирают, Шура наливает кружку горячего чая.
И начинается печальный рассказ: «Я тоже хотел прийти, да не в чем. Аришкины обутки велики, а мои все развалились. Вот и опоздал» Ребята выжидательно смотрят на двух учительниц. Вася – сирота. Мать умерла. Отец погиб на фронте. Живут вдвоём с  пятнадцатилетней Аришкой. Тогда ещё не принято было помогать семьям фронтовиков, но мы пошли с Тоней к председателю Александру Дмитриевичу Дроздову. На утро дети с великой радостью отнесли Васе аккуратные обутки, сшитые дедушкой Титом. Так и проходил он в них всю зиму». И таких детей, которым нужна была помощь, было много. Вот и организовывались детские дома.
«Жили там дети не брошенные, как сейчас, а обиженные военной судьбой: родители на фронте, либо умерли с голоду. Немало было детей, у которых отец на фронте, а мать – в тюрьме…» - это уже строки из газетной статьи «Мы взрослели не по годам»  написанной Анной Николаевной Денисовой воспитанницей Толоконцевского детского дома № 6.[5] «В наш детский дом привозили ребят из городов, которые оставили наши войска. Помню, когда Москва была зажата врагом в кольцо, к нам эвакуировали Московский  детский дом. Дети рассказывали нам о бомбёжках, пожарах, голоде. К нам же привозили ребят из блокадного Ленинграда».
 «Январь 1943 года. Морозы лютые… - пишет в своём дневнике воспитатель детского дома  Канаева Анна Ильинична[6] – Нам сказали, что везут в нашу деревню ленинградских детей больше ста человек. Комсомольцы побелили стены клуба, выскоблили полы, натопили печи, стали ждать. К вечеру затопили бани, с фермы привезли молоко. Женщины наварили картошки, принесли из дому квашеной капусты, огурцов. К встрече всё готово. Уже солнце на закат пошло, когда показались первые подводы. На них ребятишки, укрытые тёплыми одеялами. Обоз растянулся на всю улицу. Раскрыли одеяла. О боже! Не дети, а мощи, слабенькие дистрофики. Вымыли, постригли, накормили. Когда они увидели длинные дощатые столы, уставленные снедью[7], не поверили, что это им. Некоторые заплакали. Самые маленькие после сытого ужина так и уснули за столом.
Вначале детей надо было вылечить, подкормить, обогреть, а потом уж учить. Всё население помогало поставить на ноги  детей, последнее несли, да и государство не оставило в беде». Дети окрепли. Началась учёба.
По мнению писателя Альберта Лиханова[8] «Детям прошедшей войны немало досталось горьких уроков. Но они не знали, что может быть как-то по-другому, и смеялись, когда было не до смеха, они плакали, остро чувствуя чужую боль.
Слова со-страдания, со-чувствия, со-переживания -  впрочем, за словами ведь скрыты очень непростые человеческие состояния – не только воспитывают людей, но и делают их мудрее.
Я не раз замечал, что дети войны, к которым отношусь и сам я, взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Своя собственная и чужая боль как бы распахивала крылья наших вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой жизни».
Из дневника Канаевой[9] «…Федя Скосырский – мальчик с белокурыми, коротко постриженными волосами, в белой холщёвой рубашке, домоткацких штанах, всегда чистенький, аккуратный. Решал задачи, будто орехи щелкал, очень хорошо рисовал.
Эрна Бук, самая рослая девочка, с длинной толстой косой, с большими серыми глазами «Наш соловушка», - ласково говорили ребята. Голос чистый, звонкий. Как запоёт «Три танкиста, три весёлых друга…», все слушают, не шелохнутся. Запевала на всех вечерах художественной самодеятельности, она пользовалась неизменным успехом всех слушателей, знавших толк в песне.
Вася Жальский мог часами рассказывать о выдающихся исторических личностях, о которых прочёл  в книгах. Анечка Скосырская, самая маленькая застенчивая девчушка, была мастерица вышивать, вязать. Это ей мы поручали с девочками приготовить подарки на фронт бойцам, помогали Маша и Нюра Вагановы. А как учились в то время дети! Не помню ни одного случая, чтобы кто-нибудь пришёл с невыученными уроками. Старались изо всех сил, помогали друг другу»
 «Зимой учились, а летом помогали колхозам (их было восемь в совете). Увезут нас, бывало, километров за 8-9, оставят там. Пропалываем пшеницу, овёс. Осот большой,  кто послабее отстают, плачут. Руки в нарывах, волдырях, а норму хочется выполнить. Пот ручьём. Жарко. Но все стараются… Уставшие, но довольные возвращаемся на двух арбах домой. Всегда с песней. Обычно Юра Гусев, симпатичный такой паренёк, обращается к сестрёнке:
«Гуля, начинай нашу любимую»
Гуля, тоненькая худенькая девушка с грустными синими глазами, запевает:
-это было давно, год, примерно, назад…».
Рассмотрим следующий случай из этого же дневника Канаевой А. И. «Приехал однажды председатель Никольского колхоза, просит: «…Мария Георгиевна! Выручайте, пшеница гибнет, шесть гектаров, ничем её не взять, такая вымахала, только руками можно, а у меня по домам одни старухи». Мария Георгиевна (директор детдома) пригласила старшеклассников и сказала, что они поедут в Никольское (соседнее село) вручную убирать пшеницу.
-С вами  поедут Галина Ивановна и секретарь комсомольской организации (это я), сделать всё!
Разместились с шумом и гамом на двух арбах, гаркнули[10] на лошадей и покатили с шутками да прибаутками, весёлыми песнями. Хорошо ехать лесной дорогой, мимо ложбинок и лугов вдыхать свежий воздух, слушать щебетание птиц и треск сучьев под ногами лошадей. Вот и поле. Глазом не окинешь, а пшеница в ребячий рост. Две старушки показали, как надо рвать, землю отряхивать с корней, как снопы вязать. И закипела работа… Щедро греет августовское солнце, мальчишки без рубах, вспотели от усердия, ловко вырывают пшеницу, складывают пучками, а девчонки скрутив перевясла[11], опоясывают ими снопы.
Вначале то и дело слышался смех от какого-нибудь снопа-уродца. Самые маленькие подхватывают снопы и составляют в суснопы[12]. То-то любо на них смотреть. Мы с Галиной Ивановной тоже не отставали. Ах, как ломило плечи с непривычки, как ныла поясница! Всё-таки к вечеру управились. Посмотрели на свои труды и ахнули! Неужели всё это мы сделали?»…
Выше сказанное позволяет сделать вывод: да, война — не детское дело. Так не должно быть. Но эта война была особенной... Она и называлась Великой Отечественной потому, что все, от мала до велика, поднялись на защиту Родины, каждый вносил свой вклад в победу над врагом.
Зимними вечерами ребята читали книги, ставили концерты. Вот ещё один пример из жизни детей детского дома. Из  дневника воспитателя детского дома № 6 Канаевой Анны Ильиничны, она пишет:[13]  «По-особому сдружили учителей, воспитателей и всех ребят в детском доме вечера художественной самодеятельности. Репетировали в кружке самозабвенно, пока хватало керосина в лампе. Спектакли шли в клубе детдома. Зрители-ребята занимали места заранее, поближе к сцене. Народу всегда битком набито»
 «….Мария Георгиевна предложила инсценировать «Подвиг партизанки Тани» ко дню Советской Армии. Коллективно готовили костюмы, раздали роли. На мою долю (Канаевой Анны Ильиничны) досталась роль партизана-предателя (мужчин-то не хватало). Зоя - учительница начальных классов, худенькая девушка с короткой стрижкой, чем-то похожая на портрет Зои. Немецкие офицеры, допрашивали Таню, два Юры- мальчишки из детского дома семиклассники. Конвоиры и полицаи – тоже детдомовские ребята. Готовились на полном  серьёзе. Мария Георгиевна – режиссёр, очень строгий.
 Наступил День Армии. В коридоре школы сколотили дощатую сцену. Народу собралось столько, что пришлось раскрыть все классные комнаты, придвинуть парты, чтобы усадить всех. Стояла гробовая тишина, когда допрашивали Таню, жгли лампой лицо. И вот босую в рваной, залитой кровью кофточке её ведут на казнь. В предсмертные минуты Таня обращается к жителям Петрищева, а получилось, к сидящим в зале. На сцене Таню обступили так, чтобы не видно было, как из-под её ног выбивают опору. Всё получилось так естественно, что зрители не выдержали и к нам на сцену… Что тут было!! Насилу успокоили, что наша Таня жива. Вот так восприняли происходящее на сцене.
Мальчишек-офицеров поколотили, на меня долго поглядывали косо. С тех пор никто не соглашался исполнять роль врагов…
Такой была ненависть к врагу и любовь к Отчизне. Я не забыла, и, наверное, ребята помнят этот наш концерт, нашу Таню. Такое не забывается…»
Такие вечера помогали выжить, поднимали моральный дух в тылу, который, я думаю, передавался бойцам на «передовую».
Анна Денисова, воспитанница того же детского дома, писала в газете:[14] «Не забуду день, когда закончилась война. Стены двух корпусов детского дома гудели: дети и взрослые плакали, кричали, кто-то застыл на месте, кто-то выбежал на улицу, словно не веря радио. А потом все шли и шли в центр села, к клубу. Пошли и мы, опять строем, но уже свободно».

1.2. Судьбы бывших воспитанников детского дома.

Всё вышеописанное сполна пережила моя баба Оля.  До 11 лет она жила в Саратовской области, во Франкском  районе. У нее была большая, дружная семья. По национальности баба немка, и когда началась война, всех немцев с Поволжья начали переселять в Сибирь. Так в сентябре 1941 года семья бабы Оли попала в Омскую область, Крутинского района, с. Паново. Так как была поздняя осень, а жилья не было, копали землянки и жили в них. Было очень тяжело, кушать было нечего. Бабушка рассказывала, что они собирали по огородам оставшуюся картошку. Перебивались, кто что подаст. В декабре 1941 года умерла младшая сестренка Элла. В  1942 папу и маму забрали в трудовую армию.  Бабу Олю с братом отправили в детский дом, в соседнюю деревню Толоконцево. В этом приюте тогда жили дети и с Поволжья, и с блокадного Ленинграда, Москвы, их было более 130-ти человек. С питанием было очень тяжело, продукты возили из Паново на быках. После войны с трудовой армии вернулась мама и забрала бабу Олю и брата из детдома. Эту встречу, баба Оля не может вспоминать без слез. Она до сих пор стоит у нее перед глазами. Они поселились  в селе Паново. Повзрослев,  баба вышла замуж. Работала много лет дояркой. Воспитала четверых детей. Сейчас у нее восемь внуков и пять правнуков. В 1988 году она вернулась на Родину, живет в городе Петров Вал, Волгоградской  области. Каждый год она приезжает к нам в гости. Бабушка с благодарностью вспоминает людей, которые помогли пережить ей трудные военные годы. Я очень люблю свою бабушку. [15]

Вот ещё одна судьба ребёнка времён войны.
 Пятиклассник, Борис Галченков тоже воспитывался в детском доме села Толоконцево. До войны он жил с родителями в Подольской области. Двенадцати летний мальчик сильно привязался к своему воспитателю Чернышову Николаю Андреевичу, которого он называл «мой батя». В 1948 году Николая Андреевича забрали в Армию, и они долго ничего не знали друг о друге. И вот, почти через тридцать лет Борис Галченков дал о себе знать. Кому еще, как не «бате», он мог излить свою душу. В своем письме Борис написал о своей дальнейшей судьбе.[16]
В 1949 году он вернулся на родину и поступил в Подольское ремесленное училище, одновременно с ним отлично окончил вечернюю школу рабочей молодёжи. Ушел в Армию, а после вернулся в родной Подольск. Стал работать по специальности на заводе имени Орджоникидзе. Он целиком отдавался работе и всегда помнил наставления своего учителя, воспитателя Николая Андреевича: быть честным, справедливым, добросовестно трудиться и всегда старался следовать им. В свободное от работы время занимался своим любимым делом - играл в шахматы. Стал кандидатом в мастера спорта СССР. О его производственных успехах писала заводская газета «Знамя труда» от 24 августа 1979 года[17] «…Борис Васильевич Галченков в цехе № 4 считается одним из лучших тружеников. Высококвалифицированный слесарь по наладке пневмоинструмента, он выполняет наиболее ответственные производственные задания, хорошо разбирается в чертежах и документации. Работа его всегда отличается высоким качеством, инструмент, налаженный им, получает надёжную гарантию…».
Позднее Борис Васильевич Галчонков стал инженером. Живёт и работает в городе Подольске.
А вот и третья судьба - девочки, которая испытала все трудности военного детства. О ней я узнала из пожелтевшей вырезки старой газеты. Анна  Денисова пишет «Отец наш умер в начале войны, в том же году умерла и мать, оставив нас, пятерых детей. С 1941 года я с двумя братьями воспитывалась в Толоконцевском детском доме, Крутинского района.
Мы, дети войны, жили под страхом отступления наших фронтов. В наш детский дом привозили ребят из городов, которые оставили наши войска. А труд был главным способом воспитания. Работали мы за взрослых. Сами на зиму заготавливали дрова, большой огород тоже был на нас. Помогали в заготовке сена для быков, которые заменяли нам лошадей. Много работали на колхозных полях: боролись с сорняками, собирали колоски.  Для себя собирали грибы, солили их на зиму. Собирали ягоды для варенья, компота, но желание это быстро пропало, так как сахара выдавалось по 50 граммов на ребёнка.
Кормили нас в те годы по-военному. Помню, ели хлеб осторожно, хотелось долго держать его во рту, но он быстро проглатывался,…а язык ещё долго искал крошечки.
В праздники мы, вселяя жителям нашего села веру в скорую победу, строем, с флагами и знамёнами ходили по улицам, пели песни.
Мы выступали на сценах детского дома, в школах, клубах, просто на улице. Из всех номеров художественной самодеятельности мне запомнилось, как чётко, красиво и просто «ставили» акробатические пирамиды. Ещё помнится песня «Милая мама».
          После войны 15-16 летних ребят отправили в Омск учиться в ремесленные училища, в РУ[18] или ФЗО[19]. Мы понимали: стране нужны рабочие руки. Я была активной общественницей[20], неплохо училась, и мне предложили остаться в детском доме работать пионервожатой. Проработала четыре года. Училась заочно в библиотечном техникуме, и мне следовало перейти работать по образованию».
Позднее Анна Николаевна Денисова закончила заочно кооперативный техникум. До самой пенсии работала директором фирменного магазина. Воспитала сына, который стал майором, закончил Харьковскую академию. Служит под Москвой. У Анны Николаевны есть внук и внучка.
 «Брат мой Аркадий (один из хулиганов детского дома) тоже живёт и работает в городе Кыштым (Челябинской области) сварщиком. Он отец двоих детей.[21] Оба мы с благодарностью вспоминаем своих учителей и воспитателей села Толоконцева и села Паново» так вспоминает Анна Денисова.

1.3. Выводы по главе 1.

Таким образом, анализ литературы помог мне узнать, какой дорогой ценой была завоевана победа. Дети гибли то бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнём хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные, годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу. Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставили меня  понять, как сложно было выжить в те суровые годы. Они учат добру, человечности, справедливости.
Памяти тоже необходимо выговориться, хотя прошло уже 65 лет с той страшной войны, люди и сегодня не забывают о том тяжелом времени. Такой вывод я сделала, читая дневник Канаевой Анны Ильиничны, слушая воспоминания Чернышова Николая Андреевича, Москвиной Марии Трофимовны и моей бабушки - Цицман Олимпии Генриховны.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Этапы исследований
Моя работа состояла из нескольких этапов.


этап
Название этапа
Содержание работы
сроки
1
Подготовительный

Ø изучить литературу по теме исследования
Ø изучить школьные архивные материалы
Ø узнать, кто работал и жил в детском доме во время войны
Сентябрь, 2009 год

Октябрь
2009год
Ноябрь
2009год

2
практический
Ø беседы и интервьюирование с  воспитателями и воспитанниками детского дома
Ø анализ и обработка результатов
Декабрь
2008год 


Январь
2010год
3
обобщающий
Ø оформление результатов работы
Ø представление материалов
Февраль 2010 год
Март 2010 год
2.2. Методы исследований 
В своей работе я  использовала такие методы как:
s  изучение литературы
s  интервьюирование, беседы
s  анализ                         
s  обобщение
Используя метод беседы, узнала от Чернышова Н. А. много нового и интересного из жизни детей детского дома № 9  в деревне Толоконцево.
Чернышов Н.А. предоставил нам много интересного материала в виде рукописного дневника Канаевой, который она вела, много лет работая  сначала в Моторовской начальной школе,  затем в Толоконцевском детском доме, а позднее в Пановском детском доме. Через призму детских воспоминаний, так как она сама была ещё девчонкой, в нём рассказывается о нелегком жизненном пути детей войны.
Так же я проанализировала вырезки из газет, письма  воспитанников детского дома, грамоты, фотографии, внимательно прочитала и изучила все исторические материалы. Особенно  с волнением рассматривала сохранившиеся  фотографии  детей детского дома военных лет[22].
          Используя метод интервьюирования, мы с учительницей  встретились с жителями села Паново Москвиным Сергеем Поликарповичем и его женой Москвиной  (Синёва) Марией Трофимовной и задали им вопросы.
1.    Имя, фамилия, отчество.
2.    В каком году родились?
3.    Когда началась война, сколько лет вам было?
4.    Что помните о родителях, семье?
5.    Как проходило их детство?
6.    Какие события оставили большой след в вашей памяти?

1.    Москвин Сергей Поликарпович.     
2.    Год рождения:1934 год.                    
3.    Когда началась война, было 7 лет.                                                   
4.    Отца забрали в трудовую армию. Мать умерла 47году.                          
5.    После смерти матери с братом попали в детский дом №26. 
6.    Какие события оставили большой след в вашей памяти?
7.     «Помню что, всегда хотелось есть,  хлеба не хватало. Позднее когда директором стал Канаев, жить стало легче».    
      
1.    Москвина  (Синева) Мария Трофимовна.    
2.    Год рождения: 1928 год.                       
3.    Когда началась война, было 13 лет.
4.    «Отец умер в 1940 году. Мы жили с матерью. Я была старшая, 5 братьев младше меня».
5.     «Много работала, стаж с 1942 года».
7.     Какие события оставили большой след в вашей памяти?
6.     «Хорошо помню, как закончилась война. Я тогда боронила на быках поле. Победу встретила на поле».
Используя метод изучения литературы, я узнала о трудностях, которые пережили дети в годы войны. Мною были прочитаны произведения «Ночевала тучка золотая», «Русские мальчишки», «Война и дети». Как бы я ни хотела поставить себя на их место, я все равно не почувствую в полной мере их страха, мук и боли, я лишь понимаю, что те дети намного сильнее, чем ребята в мое время. Я думаю, о войне пишут для того, чтобы не забывали её люди. Чтобы мы дети помнили, какой ценой досталось нам наше ДЕТСТВО.
Используя метод анализа и обобщения, я постаралась проследить, как жили, учились и трудились дети времен войны. 
Выводы по главе 2.
На основании проведённых исследований и полученных результатов можно сделать следующие выводы: без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание истории своего края, его прошлого помогает больше дорожить настоящим.
Беседуя с людьми, которые сами испытали все тяготы и лишения, голод, потерю близких людей,  я отчетливо поняла, как сложно и тяжело им было.  Мы не должны забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Надо помнить о войне, о тех, кто воевал на фронте и в тылу, кто помогал солдатам, о героизме и мужестве работников тыла. Бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Тема моей работы «Детство, опалённое войной».
Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются…
Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе, посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов.
На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не знали, что их ждет завтра, какое новое испытание им преподнесет судьба!
А кто считает, сколько детей убивает война? Они по сей день, кричат и плачут под каждой братской могилой. Ребёнок, прошедший все ужасы войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!!!
Цель работы была: узнать, как жили и учились ребята военного поколения; проследить  какова  дальнейшая судьба нескольких из них.
Задачи:
1.    Собрать исторические источники (документы, дневники, фотографии, вырезки из газет) для исследования.
2.    Записать воспоминания воспитанников детского дома времён Великой Отечественной войны.
3.    Проанализировать полученную информацию и дать ей историческую оценку.
Я считаю, что задачи, которые я ставила перед собой, выполнила.
Гипотеза  исследования подтвердилась. Собрав исторические архивные материалы, я  узнала, как жили, трудились и учились ребята военного поколения, проследила судьбы трёх воспитанников Толоконцевского детского дома.
Писатель из города Минска Виктор Козько[23] писал:  «Дети прошедшей войны – давно уже дедушки и бабушки, таясь собственных внуков, оставаясь наедине сами с собой, зачастую плачут  по ночам. Потому что там, в военном своём детстве, они недоплакали, не выбирали наречённых им судьбой ни слёз, ни смеха, перебрав горя и печали. Это были суровые и строгие дети. Иные. Иначе они просто не выжили бы».
Хотя прошло уже 65 лет с той страшной войны  «…они и сейчас в строю, рядом с нами: скромное и героическое поколение тружеников военного времени» - как писал Э.С.Котляр.[24]
Они продолжают жить и трудиться, как привыкли в годы военной юности, скромно и с полной отдачей сил выполняют свой долг.
Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девчонки времён войны. Честь и слава им!
Литература
1.    Война и дети Виктор Козько // Путеводная звезда Школьная роман – газета, М., 2006г.,
2.    Войной опалённая смена,  Э. С. Котляр, М. 1985г.
3.    Медаль за бой, медаль за труд /составитель В. Караваев, Молодая гвардия, 1970г.
4.    Русские мальчишки Альберт Лифанов // Путеводная звезда Школьная роман – газета, М., 2004г., №5, №6.
5.    Час мужества: Серия «Библиотека Российского школьника», М., 2008г.



[1] «Час мужества», Серия «Библиотека Российского школьника», М., 2008г.

[2] См. приложение 1
[3] «Путеводная звезда» «Школьная роман – газета», М., 2004г.
[4] См. приложение 2
[5] См. приложение 3
[6] См. приложение 2
[7] Снедью - еда
[8] «Путеводная звезда» «Школьная роман – газета», М.
[9] См. приложение 2
[10] Гаркнули – крикнули громко
[11] Перевясла – «верёвка» из стеблей для перевязки снопов 
[12] Суснопы – несколько снопов стоящих рядом
[13] См. приложение 2
[14] См. приложение 3
[15] См. приложение 4
[16] См. приложение 5
[17] См. приложение 5
[18] РУ – ремесленные училища
[19] ФЗО – фабрично-заводское обучение
[20] См. приложение 3
[21] См. Приложение 4
[22] См. приложение 2 фотографии детей детского дома
[23] «Путеводная звезда» «Школьная роман – газета», М., 2006г
[24] Э. С. Котляр «Войной опалённая смена», М. 1985г.


1 комментарий:

Unknown комментирует...

Познавательно! Дети должны понимать какой ценой была завоевана эта победа!