УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ! Я очень рада встрече с Вами! Могу поделиться кое-чем из опыта работы. Уверена, что Вы найдете нужную для Вас информацию. Внимание: все разработки выставлены абсолютно БЕСПЛАТНО! Буду рада, если чем-то смогу помочь Вам. Заходите ко мне почаще. Материал регулярно обновляется и дополняется

вторник, 8 января 2013 г.

Подготовка учащихся к участию в НПК


        Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям.
         Определяемся с целью выполнения научно-практической работы учащихся. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Функции исследовательской деятельности в начальной школе - прежде всего сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности.
Этого я и стараюсь добиться при выполнении  работ.
         В исследовательской деятельности формирую общеучебные умения и навыки:
•        Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи).
•        Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
•        Менеджерские умения и навыки (умение проектировать; планировать деятельность, время; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
•        Коммуникативные умения (умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.).
•        Презентационные умения (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения)
         Вот уже 5 лет готовлю учеников к НПК. И все эти работы прошли в группу А, дети стали лауреатами областной НПК. 

    Первое, на что обращают внимание при оценивании научной работы это актуальность и новизна выбранной темы. Это очень важно, потому что интерес должны проявлять обе стороны, и руководитель, и учащийся. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.  Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога. Тема выбранная нами в прошлом году «Снежный десант» или традиции живы».

      Второе, четко сформулированная цель и задачи, с помощью которых будет достигнута эта цель – еще один залог успеха работы.
     Третье, на что хочется обратить внимание, - это наличие исследовательской и поисковой деятельности, правильно подобранные методики их проведения. Без этого не может научная работа быть научной. Я готовлю детей каждый год и поэтому я вижу, насколько проигрышны реферативные темы. Они односторонние и представляют лишь то, что уже давно известно.
         Научная работа должна иметь четкую структуру. Обязательно во введении нужно обосновать, почему учащийся выбрал эту тему. Должны быть четкие параграфы, несущие определённую идею.
          Нельзя забывать про выводы. Любое ваше исследование,  опрос, таблица с данными, беседа с очевидцами, документы и даже цитата из книги или газеты должна обязательно, проанализирована. А на основе анализа сделаны  выводы и дается оценка полученных результатов.
         Конечно же, иллюстративность  (авторские фотографии т.д.) прибавит вам баллов и ещё больше заинтересует слушающих, а также наглядно продемонстрирует примеры.
            И, наконец, работа должна выполняться учащимся, а не вами. Вы – руководитель, значит вы только процесс. Вы должны направить подопечного: что искать, где можно найти, помочь с материалом. Затем проанализировать собранный материал, помочь скомпоновать и разбить на параграфы, что-то добавить, что-то убрать. Ещё раз проанализировать готовый материал, снабдить его наглядностью, проверить наличие необходимых пунктов, прорепетировать выступление. Часто на конференциях спрашивают о личном вкладе ребёнка. Не стоит этого бояться. Пусть дети называют, что конкретно они сделали. Составили вопросы для беседы-опроса, записывали воспоминания. Составляли таблицы, читали книги по теме и т. д.
         Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ под руководством учителя, помогут им в проведении самостоятельных научно-исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах. Хочется пожелать всем учителям больше инициативы, творчества, заинтересованности как Вашей, так и со стороны учеников и их родителей, с чем мне пока очень везло. Без интереса работа не получится интересной. Желаю успеха!


Комментариев нет: